Государственное учреждение образования
«Круглянский районный
социально-педагогический центр»
(методический бюллетень)
заместитель директора
по основной деятельности
С.В.Тихонова
+375 2234 74 232
февраль 2020
“Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь”.
Китайская пословица
Не будет преувеличением назвать метод проектов самым популярным методом современности. Проектирование является предметом изучения и вспомогательным средством во многих сферах деятельности человека и рассматривается как процесс изменения действительности. Сложившееся проектирование в технических отраслях к середине XX в. широко распространилось и в гуманитарной сфере. Появилось организационное, дизайнерское, экономическое, профессиональное, экологическое, педагогическое и другие виды проектирования. Проекты разрабатывают и реализуют на всех уровнях власти, объявляются всевозможные конкурсы проектов, а в нормативно-методических документах системы образования метод проектов называется наиболее отвечающим задачам обновления.
В воспитательной деятельности значение проектирования возрастает с каждым днем, так как решение задач воспитания невозможно без четкого представления всех участников воспитательного процесса результатов воспитательной деятельности и способов их достижения. Особенностью использования проектирования в педагогической деятельности является смещение позиции воспитателя с «Я поставил цель» на «Я ищу способы достижения результата».
Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения, развития и воспитания детей.
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию ЗУН, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования).
Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Французское слово “projet” переводится как “намерение, которое будет осуществлено в будущем”. Проектирование – создание проекта.
В связи с тем, что проектирование используется во многих сферах деятельности человека, понятие «проект» трактуется неоднозначно. Так в наиболее общем плане в словаре русского языка С.И. Ожегова «проект» рассматривается как: 1) разработанный план сооружения какого-либо механизма, устройства или реконструкции чего-либо; 2) предварительный текст какого-нибудь документа; 3) замысел, план, намерение
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и является привлекательным для образования.
История возникновения метода проектов
Сам термин «метод проектов» пришел к нам из Америки в начале прошлого века. Основателями его считаются американские ученые Джон Дьюи и его ученик В.Х. Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, соединить в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Условиями успешности обучения по Дьюи являются:
• проблематизация учебного материала;
• активность ребенка;
•связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Идеи Джона Дьюи достаточно широко реализовались в 1884—1916 гг. в различных учебных заведениях его учениками и последователями — американскими педагогами Е. Пархерст и В. Кильпатриком. Одним из путей внедрения идей Дьюи стало обучение по «методу проектов». Дети выполняли «проекты» — конкретные задания, связанные с учебным материалом, но фактически объем теоретических знаний при этом был сужен. Вильям Кильпатрик предполагал, что стимулом побуждения учащихся к деятельности для достижения определенной цели и связанной с ней необходимостью приобретения новых знаний является «рефлекс цели» (по И.П. Павлову). Некоторые идеи Кильпатрика получили развитие и не потеряли актуальности и в наше время, и, прежде всего — идея повышения эффективности обучения учащихся посредством тщательно ими спланированной интересующей их деятельности.
Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Основоположником теории и практики педагогического проектирования в отечественной педагогике считают А.С. Макаренко, который весьма критично относился к стихийности воспитательного процесса и предлагал рассматривать его как «педагогическое производство». Считая проектирование в деятельности учителя или воспитателя чрезвычайно сложным процессом, он отмечал, что «общие и индивидуальные черты личности в отдельных живых явлениях образуют бесконечно запутанные узлы, и потому проектировка личности становится делом чрезвычайно трудным и требующим осторожности». Выступая противником стихийности воспитательного процесса, он утверждал: «Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленной цели. Именно такая технологическая организация способствует формированию сильной, богатой натуры воспитанника». При этом А.С. Макаренко признавал влияние воспитательной среды, в которой существует ребенок, на результаты проектировочной деятельности и воспитательного процесса в целом. Он считал, что позитивные преобразования окружающей действительности способны обеспечить проектируемый результат.
Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. После революции 1917 года у молодого советского государства хватало других проблем: экспроприация, индустриализация, коллективизация… В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено.
И только в 80-е годы в педагогическую практику нашей страны метод проектов снова пришел из-за рубежа вместе с технологией компьютерной телекоммуникации. На волне демократизации всех сфер общественной жизни со 2-й половины 80-х годов положение в нашем образовании стало изменяться. В учебных заведениях стали ломаться авторитарно-командные педагогические нравы, начала оформляться педагогика сотрудничества, идеи приоритетности субъектности и личности ребенка в процессе организации его воспитания и обучения, нацеленность всех ступеней образования на интеллектуальное, нравственное и физическое развитие учащихся. Сам метод не стоял на месте, идея обросла технологической поддержкой, появились подробные педагогические разработки. Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру образовательных методов. Но суть его остается прежней – стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.
Особенности метода проектов
Проектирование невозможно без организационной и культурной позиции педагога. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции педагога и определяется принципом педагогической поддержки развития ребенка в ходе проектной работы – из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности. Позиция педагога: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт; позиция педагога должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности детей.
Творческий, нестандартный подход педагога к проведению занятий ведет к повышению мотивации. Роль педагога заключается в постоянной консультативной помощи. Проектная деятельность позволяет осуществлять более индивидуальный подход к ребенку. Меняется и психологический климат самого процесса обучения или воспитания. Из авторитетного источника информации педагог становится соучастником творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности детей. А это и есть подлинное сотрудничество.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, задачи.
Результаты выполненных проектов должны быть, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то должно быть представлено конкретное ее решение, если практическая задача - итогом должен стать продукт, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Таким образом, метод проектов является и личностно-ориентированным и деятельностным, и в конечном итоге ведет к естественному формированию компетентностей:
- Коммуникативных (навыки и желание работать сообща, взаимодействовать, нести взаимную ответственность, сотрудничать и т.д.);
§Информационно-коммуникационных (посредством приобретения опыта поиска нужной информации, в том числе через Интернет, отбора необходимых сведений, их печатного и электронного оформления, творческой презентации подобранных материалов);
§Личностных (через опыт самостоятельности, ответственности творческого самовыражения, самопрезентации).
Что дает метод проектов:
нацеленность на конечный результат, помогает наилучшим образом организовать деятельность воспитанников для его достижения.
комплексность задач, решаемых во время выполнения проекта, позволяет включить каждого воспитанника в посильное для него дело, с учетом возраста и индивидуальных особенностей.
Педагогический смысл проектов заключается в следующем:
Это, во-первых, воспитание эмоционально-ценностных отношений к событиям, явлениям социальной жизни, к истории и культурным традициям, формирование социально желательных мотивов, чувств и потребностей, таких, например, как чувство патриотизма, потребность в труде, понимание значимости семьи в жизни человека, отношение к здоровью как к одной из главных жизненных ценностей и т.д.
Во-вторых, проекты – это опыт разнообразной деятельности. Это и умения работать с информацией, и умения планировать, распределять работу во времени, и оформительские навыки, навыки сотрудничества, самопрезентации и многие другие.
А также, проекты - это возможность для создания ситуаций успеха, как личного, так и коллективного. Успех придает уверенность в собственных силах, порождает активность, способствует саморазвитию. Успех может быть и небольшим, внутреннего плана, например, первый выход на публику, или первое самостоятельное создание презентации, а может быть и общепризнанным, когда в результате совместного труда побеждает коллектив.
СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ
Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства. Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:
• практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);
• исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
• информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
• творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.
• ролевой проект — литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.
Возможна классификация проектов по:
• тематическим областям;
• масштабам деятельности;
• срокам реализации;
• количеству исполнителей;
• важности результатов.
Но независимо от типа проекта, все они:
• в определенной степени неповторимы и уникальны;
• направлены на достижение конкретных целей;
• ограничены во времени;
• предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.
По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными. Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания. Межпредметные — выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания.
По характеру контактов проекты бывают — внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.
По продолжительности различают:
• минипроекты — укладываются в один урок или даже его часть;
• краткосрочные — на 4-6 уроков;
• недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;
• долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.
Технология проектировочной деятельности в воспитательной работе
При проектировании педагогам-воспитателям важно определить:
конечный результат воспитательной деятельности;
форму, в которой будет осуществляться данная деятельность;
необходимые условия достижения (кадровые, материальные, финансовые, организационные и т.д.) результата воспитательной деятельности.
В качестве результатов проектной деятельности в воспитании могут быть изменения в личности воспитанника: в эмоционально-ценностной сфере (проявление чувств, сформированность отношений), в познавательной деятельности (развитие интеллектуальных умений, усвоенные знания, нормы), в психомоторных действиях (навыки, действия, умения), в состоянии здоровья, в развитии способностей и ключевых компетенций.
Этапы проектирования
- целеполагание (определение замысла воспитательной деятельности, выявление проблемы, постановка задач, выбор идей для их решения);
Реальные цели воспитания формулируются с позиций ценности деятельности для ребенка: зачем воспитаннику в этом участвовать, т.е. что они должны понять, усвоить, какие личностные качества развить, какой опыт поведения демонстрировать и какие ценностные ориентации формировать.
- моделирование (разработка и оценка вариантов решения, теоретическое представление будущего образа деятельности);
Цель этапа моделирования – выявление возможностей совершенствования учебно- воспитательного процесса, поиск резервов повышения его качества на основе анализа модели. На данном этапе педагогу важно выделить сущностные характеристики, важнейшие качества и компоненты воспитательного процесса, которые будут изменены в ходе реализации проекта, оценить, как изменения повлияют на настоящее и будущее состояние воспитательной системы учреждения и уровень развития личностных качеств воспитанника.
- конструирование (определение и обоснование условий и средств для достижения цели, разработка тактики действий, планирование этапов осуществления деятельности);
Конструирование – дальнейшая детализация созданного проекта, учитывающая конкретные условия деятельности и потенциальные возможности всех участников воспитательного процесса (отдельных воспитанников и референтных групп, родителей, педагогов, других личностно значимых для ребенка взрослых и т.д.). В процессе конструирования все действия педагога должны быть пронизаны ценностным смыслом. То есть выбор средств, методов, приемов воспитательного воздействия должен проходить оценку не только на степень достижения цели, но и получать моральную оценку. В данном процессе ведущую роль будут играть морально-нравственные представления педагога, уровень развития его ценностных установок.
- планирование (составление плана, программы реализации обозначенных целей и задач с учетом выявленных условий и средств);
Планирование предполагает, что деятельность всех участников воспитания должна быть объединена общим планом, в котором отражены не просто порядок мероприятий и сроки их проведения, но и предполагаемые результаты. План определяет ответственность субъектов воспитательного процесса. Успешность реализации плана (программы) будет зависеть от степени участия на данном этапе всех участников воспитательного процесса (педагогов, учащихся, родителей и т.д.).
- реализация (осуществление запланированного, координация действий, оценка процесса через обратную связь);
Реализация проекта включает в себя организацию, корректировку, выполнение задуманного, что предполагает сотворческую позицию каждого участника проектировочной деятельности.
- анализ (анализ качественных изменений и рефлексия деятельности, определение дальнейших направлений воспитательной деятельности).
На основе аналитической оценки результатов воспитательной деятельности могут вноситься необходимые изменения и дополнения. Под рефлексией мы понимаем характер отношения субъекта к себе и своей деятельности, заключающийся в самопознании и самоанализе, самокритике, выяснение представлений других людей о нем и о совместной деятельности. Использование рефлексии требует непрерывной коррекции создаваемого проекта воспитательной деятельности на основе анализа потребностей и возможностей субъектов.
Структура проекта
В соответствии с логикой предлагаемых этапов проектировочной деятельности и выявленной сущностью педагогического проектирования педагогический проект в воспитательной работе может иметь следующую структуру:
1. Паспорт проекта (название проекта, его автор, краткая характеристика проекта, направление воспитания, тип проекта, его участники, цель проекта, ожидаемый результат).
2. Пояснительная записка, отражающая актуальность проекта и направленность на решение проблемы.
3. Цель и основные задачи.
4. Участники (в том числе партнеры).
5. Место реализации.
6. Сроки осуществления проекта.
7. Основные этапы.
8. План реализации проекта, характеристика его этапов и проводимых мероприятий (сроки, мероприятия, деятельность учащихся, деятельность учителя, ожидаемый результат
9. Бюджет проекта и источники финансирования.
10. Ожидаемый результат.
В структуру проекта могут быть включены используемые литературные источники, а также различные материалы в качестве приложения: описание методик, рекомендации, памятки, схемы, позволяющие наиболее полно представить содержание и особенности реализуемого проектного замысла. Для достижения главного результата проектирования – изменений в личности воспитанников – педагогу необходимо организовать посильное участие детей на каждом этапе проектирования. В отличие от проектировочной деятельности педагога, разбитой на этапы, которые могут быть осуществляться в течение достаточно продолжительного времени, первые четыре этапа проектирования с участием детей должны быть организованы в рамках одного воспитательного дела продолжительностью не более 1–1,5 часа. Для того чтобы за такой короткий промежуток ребята справились с определением целей и средств их достижения, педагогу необходимо провести подготовительную работу.
Во-первых, сначала без участия детей «пройти» такие этапы, как целеполагание, моделирование, конструирование. Это поможет воспитателю сформировать свои проектные представления, а также подготовить несколько интересных предложений, которые будут названы педагогом в процессе совместной работы с учащимися.
Во-вторых, разработать план воспитательного мероприятия, в котором будут учтены такие моменты: возрастные особенности детей, психологический климат и степень сплоченности коллектива, уровень готовности к проектной деятельности.
В процессе проведения дела необходимо организовать обсуждение следующих вопросов:
1. Для кого готовится проект?
2. Кто будет участником проекта?
3. Какие изменения привнесет проект?
4. Какой результат будет получен? Кому будет польза от этого проекта?
5. Что нам необходимо сделать, чтобы получить планируемый результат?
6. Что мы умеем?
7. Чему необходимо научиться?
8. Кто нам может помочь? При обсуждении вопросов важно обращать внимание на то, что вместе принятое решение надо обязательно выполнять.
На этапе реализации проекта педагогу необходимо постоянно координировать действия детей, стимулировать их активность, в том числе личным примером. Большую помощь в осуществлении проекта оказывают визуальные средства: «Экран реализации проекта», табло «До окончания проекта (этапа) осталось… дней!».
Этап анализа необходимо проводить также в форме воспитательного дела. Его проведение требует подготовительной работы со стороны педагога и воспитанников. Педагог продумывает форму проведения мероприятия, заранее готовит приятные сюрпризы для детей, раздает задания ответственным за проект или за его этапы, например, подготовить сообщение: «Что было сделано? Что получилось или не получилось и почему? Кому хочу сказать спасибо?». В ходе анализа необходимо дать возможность каждому участнику проекта высказать свое мнение. Важно, чтобы ответственные за проект или его отдельные этапы выступали после «рядовых» участников, а педагог завершал обсуждение. Анализ педагога – это значимый момент не только для аналитического этапа, но и для всего проекта. Педагог должен осознавать, что его роль в коллективном проекте отличается от роли детей. Ему не следует увлекаться критикой детей, особенно за какие-то несущественные моменты, ведь дети, как правило, сами обратят на них внимание. Педагогу необходимо повести речь о наиболее важных сторонах осуществляемой деятельности. Лучше, если это будет размышление о ценностной основе проекта: кому смогли помочь, сумели оставить добрый след или нет, чему научились, удалось ли стать дружнее и лучше. И обязательно в завершении должно быть что-то приятное и запоминающееся, что поможет детям еще больше поверить в свои силы и создаст приподнятое настроение.
Такая организация совместной деятельности на протяжении всего процесса проектирования поможет педагогу наблюдать и корректировать процесс осуществления проекта и развития личностных качеств воспитанников.
Примерная структура проекта воспитательной деятельности
- Титульный лист
название учреждения
направленность и тема проекта
вид проекта
автор-разработчик
2. Программное обоснование:
актуальность проекта
проблема
цель, задачи
участники реализации проекта
сроки осуществления
ожидаемый результат
форма представления результатов
- План реализации проекта (графы)
название мероприятия
форма
дата
участники
4. Приложения, список источников (могут быть)
МОДЕЛЬ ПРОЕКТА (вариант)
ТЕМА ________________________________________________________
______________________________________________________________
АВТОР (разработчик) __________________________________________
АННОТАЦИЯ (концептуальные основы, пояснительная записка) ______________________________________________________________
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА _______________________________________
______________________________________________________________
ПРОБЛЕМА (особенности) ______________________________________
______________________________________________________________
ЦЕЛЬ ________________________________________________________
______________________________________________________________
ЗАДАЧИ _____________________________________________________
______________________________________________________________
СРОКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ____________________________________
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ___________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА ____________
______________________________________________________________
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Название мероприятия
|
Сроки проведения
|
Форма работы
|
Участники
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|