Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Консультация для педагогов "Технология кейс-менеджмента"

Внедрение модели технологии кейс-менеджмента в практику работы с подростками в контакте/конфликте с законом

 

Совокупность преступлений, совершенных лицами в возрасте от 14 до 18 лет на сегодняшний день это одна из самых актуальных проблем, стоящих перед обществом и государством. Многие ученые и сотрудники органов внутренних дел заняты изучением и поиском решения данной проблемы, но уровень преступности среди подростков неуклонно растет. Это означает, что ныне известные методы профилактики правонарушений не действуют. В связи с этим необходим поиск и применение новых технологий работы с несовершеннолетними, совершившими преступление и их семьями.

Одной из таких технологий является кейс-менеджмент.

Говоря о технологии кейс-менеджмент, необходимо отметить, что она имеет различные названия, как в теории, так и в практике работы, например, «междисциплинарное ведение случая», «работа со случаем» и «куратор случая», но несмотря на это, смысл принципы и этапы остаются едиными.

Соответственно, специалист, реализующий ее, может называться по-разному, но суть его деятельности останется той же. Кейс-менеджмент возлагается на специалиста, прошедшего подготовку по реализации указанного метода. Таким образом, специалистом, реализующим технологию кейс-менеджмент, не может быть назначен человек, работающий в рамках одной сферы (педагогики, психологии и т.п.), здесь необходима дополнительная подготовка по реализации данной технологии.

Основными требованиями к «кейсу» определены: актуальность, соответствие возрасту и особенностям участников, доступность для понимания, законченность ситуации, наличие проблемы, нетривиальность, а также выдержанная структура (содержимое «кейса»).

Структура «кейса» включает в себя: ситуацию (случай, проблема, история из реальной жизни, совокупность взаимосвязанных фактов и явлений); контекст ситуации (хронология, история, место, особенности действия, особенности участников ситуации); комментарий ситуации, представленный автором; вопросы, задания, алгоритм анализа (виды анализа: системный, корреляционный, факторный, статистический и др.); приложения; варианты продолжения и / или завершения ситуации, примерные варианты решения проблемы (необходимо на первых занятиях с использованием «кейсов»).

При организации работы с подростками целесообразно, подбирать кейсы доступные их восприятию. Есть следующие типы (группы) и виды «кейсов»:

1. «Кейсы-инциденты» – группа «кейсов» на основе события, уже свершившегося или события, которое должно произойти, к ним относят:

«фото-кейсы» (вариант: медиа-, видео-), «кейсы-иллюстрации» – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой иллюстрацию ситуации, требующей от участников анализа и разрешения;

«кейсы-драматизации» – иллюстрируют событие, когда участники, с применением средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике;

«кейсы-мультфильмы» (вариант: фильмы), «кейсы-литературные произведения» – участникам предъявляется начало сюжета, содержащее все предпосылки для последующих событий. Участники предлагают свои варианты развития событий, получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту (важно: сюжет имеет точное и однозначное продолжение, которое предъявляется по завершению работы с «кейсом», что помогает участникам перепроверить собственные решения и выводы).

2. «Кейсы-вариации и догадки» – группа «кейсов» применяется для того, чтобы участник научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами, к ним относят:

«кейсы-опорные картинки или серии картинок» – воспринимая, участник осознаёт причинно-следственные связи, строит варианты развития событий;

«кейсы-предметные картинки-демонстраторы» – побуждает участника рассмотреть предмет с разных сторон, выявить его «опасные» стороны;

«кейсы-наоборот» – участники знакомятся с постигшим «наказанием» и на этой основе предполагают, что не так было сделано, что могло привести к подобной ситуации и т. д.;

«кейсы-варианты развития событий» – педагог сам высказывает участникам 2-3 возможных варианта развития событий, которые являются результатом наблюдаемого (участникам предлагается обсудить и выбрать какой-то один из вариантов и обосновать своё мнение).

Применение данной технологии дает возможность добиваться положительных результатов в работе с подростками состоящих в конфликте с законом.

Говоря о технологии кейс-менеджмент, используемой в работе с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, надо сказать о том, что междисциплинарное ведение случая является одной из центральных технологий современной работы с молодежью, совершившей правонарушение, преступление.

Деятельность специалиста по реализации технологии кейс-менеджмент в отношении несовершеннолетнего, совершившего преступление, должна начинаться намного раньше, чем с момента совершения подростком повторного правонарушения. Только своевременная работа на ранних этапах с подростком и его семьей может привести к достижению желаемых результатов.

Для того, чтобы реализовывать технологию кейс-менеджмент в отношении несовершеннолетнего, совершившего преступление, специалисту необходимо установить доверительные взаимоотношения с подростком и его семьей, а затем выполнить ряд действий по улучшению его ситуации, при этом учитывая потребности клиентов. Для этого необходимо соблюдать четкую последовательность выполнения этапов и правильность используемых технологий для достижения положительных результатов. Рассматривая технологию кейс-менеджмент в работе с несовершеннолетним, что кейс-менеджмент заключается в организации непрерывного сопровождения несовершеннолетнего.

Ее главным отличием от других технологий работы с несовершеннолетними, совершившими преступление, является проработанная теоретическая регламентации, стадийность и технологизированность, что несомненно, является основанием к повсеместному использованию. Говоря относительно самой технологии кейс-менеджмент важно еще раз отметить, что она имеет четкую терминологию и структуру, при этом технология позволяет подростку е самостоятельно участвовать в процессе и нести ответственность за свои действия, тем самым активируя его личностный потенциал.

Таким образом, специалист, работающий со случаем – это центральная фигура технологии кейс-менеджмент, работающий не только с несовершеннолетним, совершившим преступление, но и с его семьей, а также являющийся координатором деятельности в рамках случая и несущий ответственность за каждую конкретную ситуацию.

Главной целью специалиста, работающего в рамках реализации технологии кейс-менеджмент, является возращение несовершеннолетнего в норму взросления, помощь подростку и его семье в преодолении сложившейся трудной жизненной ситуации.

В связи с вышеизложенным педагогу социальному и педагогу-психологу целесообразно использовать элементы кейс-менеджмента в работе с несовершеннолетними, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа и комплексная реабилитация.       Педагогу социальному необходимо пройти подготовку по реализации вышеуказанного метода.

 

Педагог социальный                                                И.А.Петрова

февраль 2021

Разделы сайта