СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ
(ЛИСТОВКА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ)
|
К сексуальному насилию зачастую относят следующие действия:
- половой акт с ребёнком, совершенный вагинальным, анальным или оральным способами;
- мануальные, оральные, генетальные или любой другой тесный контакт с половыми органами ребенка, а также ласки его эрогенных зон;
- садистские или мазохистские действия сексуального характера, скотоложство;
- введение предметов во влагалище или анус;
- сексуальная эксплуатация ребенка для порнографических целей или для вовлечения в проституцию;
- мастурбация;
- демонстрация эротических и порнографических материалов с целью сексуальной стимуляции ребенка;
- демонстрация эротических и порнографических материалов с целью сексуальной стимуляции ребенка;
- демонстрация обнаженных гениталий, груди или ягодиц ребенку;
- подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, а также принуждение ребенка к раздеванию с целью получения насильником сексуального ребенка;
- совершение полового акта в присутствии ребенка;
- склонение ребенка к наблюдению сексуального насилия или иных действий сексуального характера.
В зависимости от места совершения сексуального насилия над детьми систематизируют на: внутрисемейное, внесемейное, институциональное, в сети интернет (секстинг, кибергруминг, онлайн-трансляция сексуального насилия над детьми, виртуальное сексуальное насилие над детьми).
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:
- не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;
- может не осознавать значение сексуальных действий в силу функциональной незрелости;
- не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия этих действий.
Ты имеешь право отказаться от любых прикосновений, которые тебе неприятны, и не важно носят они сексуальный характер или нет!
Педагог-психолог Манёнок Н.П.
ЧТОБЫ НЕ СЛУЧИЛОСЬ БЕДЫ:
о половой неприкосновенности детей
(СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)
Проблема половых посягательств в отношении несовершеннолетних является одной из серьезнейших проблем современного общества.
Главная опасность рассматриваемой группы посягательств заключается в том, что половые преступления, совершаемые в отношении несовершеннолетних, грубо искажают представления ребёнка о мире, о себе и нарушают его взаимоотношения с другими людьми.
Половая неприкосновенность касается в первую очередь несовершеннолетних —недопустимость тлетворного влияния взрослых (посредством развратных действий, насильственных действий сексуального характера и т. д.) нанес формировавшиеся мировоззрение и психику.
Преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних носят сезонный характер. Самый большой всплеск происходит с марта по сентябрь. Это тот период, когда дети находятся вне школы и вне контроля специалистов.
На половые преступления влияют следующие факторы:
распространение детской порнографии в СМИ; конфликтные отношения в семье;
наличие отчима;
негативное отношение матери к сексу;
узкое социальное окружение ребенка;
малообеспеченность семьи.
Ребенок должен знать!
В 3-6 лет – свою половую роль, половые различия в строении людей, правила личной гигиены
В 5-6 лет – суть деторождения
В 7-8 лет – правила личной гигиены мальчиков и девочек, внешние различия мужчин и женщин, роль отца и матери в деторождении.
В 9-10 лет – первые сведения о менструации (для девочек), анатомические и физиологические изменения мальчиков и девочек на пороге взрослости, различие в темпах развития мальчиков и девочек
В 11-12 лет – гигиена половых органов, сущность менструального цикла, правила личной гигиены в период менструации.
В 13-14 лет – личная гигиена и гигиена половых органов, беременность, ее признаки и основные способы контрацепции, аборт и его последствия, сущность и течение родов, сексуальные преступления, интимные отношения.
Отклонения в поведении детей
- Мастурбация
- «Сексуальные игры»
- Ранняя половая жизнь
- Беспорядочные половые связи
Категория детей, подвергающихся половому посягательству:
Наиболее часто дети подвергаются младше 12 лет, так как они не осознают в полной мере.
- Как ни странно, это послушные дети. Таким детям педофил предлагает пойти с ним, они не могут ему отказать.
- Доверчивые дети.
- Замкнутые, заброшенные, одинокие ребята. Это не обязательно дети бомжей и пьяниц, просто их родители заняты зарабатыванием денег.
- Дети, стремящиеся казаться взрослыми.
- Подростки, родители которых пуритански настроены. «Дядя», который поможет сбросить напряжение, становится «лучшим другом».
- Дети, испытывающие интерес к «блатной» романтике. Такие ребята могут сами искать себе'' друзей из уголовного мира.
Характеристика насильника
Большинство совратителей - не педофилы, а обычные мужчины с нормальной психикой, женатые и имеющие детей, и старшие братья - родные и других степеней родства.По своему характеру это слабые, неуверенные в себе мужчины, которым трудно чувствовать себя на равных со взрослыми женщинами, даже с собственной женой.
Ребенок привлекает их своей беззащитностью, - он зависит от взрослого, перед ним не стыдно показаться сексуально слабым и неумелым и даже проявить садистские наклонности. При этом срабатывают не только и не столько личностные, сколько ситуативные факторы.
Это важно помнить родителям!
Если Ваш ребенок говорит о нездоровом интересе к нему Вашего мужа (сожителя), прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем (сожителем), не оставляйте ребенка один на один с ним.
Отец должен поговорить обо всех интересующих сына вопросах относительно половой жизни, объяснить, как предохраняться.
Мать должна объяснить девочке, как ей вести себя с противоположным полом, о средствах контрацепции.
Самое главное в семье – это открытое и дружественное общение с ребенком, которое помогает создать безопасную атмосферу.
Педагог-психолог
Н.В. Ругаль
Насилие над детьми достаточно распространенное явление в современном обществе, ведь дети – самая незащищенная социальная группа. Насилие в отношении детей оказывает негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушает процесс его социализации.
В последнее время всё более актуальной становится проблема насилия, осуществляемого в отношении ребёнка со стороны взрослых членов семьи, которая может носить комплексный характер или проявляться в определенных разновидностях.
Под домашним или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим). Насилие – это сила слабого в самоутверждении через подавление других.
Насилие в семье может иметь различный вектор направленности:
со стороны мужа по отношению к жене;
со стороны жены по отношению к мужу;
со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям; со стороны старших детей по отношению к младшим;
со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам;
со стороны одних членов семьи по отношению к другим.
Виды насилия в отношении детей в рамках семьи:
Физическое насилие;
Психологическое (эмоциональное) насилие;
Пренебрежение основными нуждами ребенка;
Сексуальное насилие.
Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку кем-либо физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического или психического здоровья, ведут к отставанию в развитии.
К физическому насилию относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.
Возможные признаки!
• Множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретный ожог, кровоизлияние в глазное яблоко, участки облысения на голове, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту и т.д.);
• Задержка физического развития;
• Признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неприятный внешний вид, сыпь);
• Боязнь идти домой после школы;
• Одиночество, отсутствие друзей;
• Псевдовзрослое поведение;
• Отсутствие сопротивления случившемуся, пассивное реагирование на боль, стремление скрыть причину повреждения и травм;
• Болезненное отношение к замечаниям, кри-тике, негативизм, агрессивность;
• Заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
• Лживость, воровство;
• Жестокое обращение с животными;
• Склонность к поджогам.
Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
Возможные признаки!
• Задержка физического, умственного развития;
• Различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания);
• Беспокойство или тревожность;
• Нарушение сна и аппетита;
• Длительно сохраняющаяся подавленность;
• Склонность к уединению;
• Агрессивность;
• Угрозы или попытки суицида;
• Чрезмерная уступчивость, заискивание;
• Неумение общаться, налаживать отношения;
• Низкая самооценка;
• Плохая успеваемость.
Формы психологического насилия: отвержение, терроризирование, изоляция, эксплуатация, игнорирование потребностей.
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является его общение со взрослым. Недостаток речевого общения ребенка со взрослыми (как следствие социальной депривации) существенно сказывается на его развитии. У детей, находящихся в условиях социальной депривации задерживается развитие всех психических процессов и не формируется речевая деятельность. Это препятствует развитию речемыслительной, познавательной деятельности, овладению знаниями.
Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми.
Возможные признаки!
• Резкие изменения веса (потеря или прибавка);
• Замкнутость, стремление избегать любых физических контактов, страхи;
• Трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
• Изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителей в игре, в общении) либо регрессивное поведение (проявление форм поведения, характерных для более младшего возраста);
• Несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;
• Беспричинные нервно-психические расстройства, депрессия, низкая самооценка;
• Падение самооценки;
• Суицидальные мысли, высказывания или попытки.
Для предупреждения насилия с ребенком должна вестись разъяснительная работа о вероятных посягательствах на его свободу со стороны разных окружающих. В семье должна быть атмосфера доверия, важно уметь выслушать своего ребенка. Опытный взрослый заметит, что психогенная тема проявляется в появлении запинок, покраснении лица, повышенном потоотделении, невротических реакциях (грызёт ногти, выщипывает волосы, суетлив, тревожен, подозрителен).
Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие элементарной заботы о ребенке (моральная жестокость), недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего появляется угроза его здоровью или развитию.
Возможные признаки!
• Ребенок одет не по сезону, не по размеру;
• Ребенок немытый, от него плохо пахнет;
• Ребенок ослаблен, голоден;
• Ограниченный рацион питания;
• Нарушение режима сна;
• Оставление детей надолго без присмотра;
• Травмы из-за недосмотра за ребенком;
• Нелеченые заболевания;
• Ребенка не забирают вовремя из детского сада, либо он не посещает его.
Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно - ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни.