Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Методическая памятка "Что нужно знать о личных границах детей"

Советы для приёмных родителей, родителей-воспитателей

Личные границы — это физические, эмоциональные и психологические ограничения, которые каждый человек устанавливает вокруг себя, чтобы чувствовать себя комфортно и безопасно. Они определяют, какое поведение или воздействие со стороны других людей является приемлемым, а какое нет. Личные границы помогают ребенку определить свою индивидуальность, защитить свои права и сохранить свою частную жизнь. Личные границы – это тот внутренний предел, который позволяет вычленить и идентифицировать собственное «Я» как отдельное от других людей.

Один из аспектов воспитания и гармоничного развития — появление у ребенка здоровых психологических границ. Он должен осознать собственные пределы личности и проявлять уважение к чужим.

Достичь этого можно лишь при условии комплексного подхода:

познакомить ребенка с его личными границами;

научить их защищать;

донести необходимость соблюдений границ чужих людей;

выстроить здоровые границы между ребенком и родителями.

Начинать знакомство с личными границами лучше всего в дошкольном возрасте.

Для чего нужны границы?

Как мы учим детей пользоваться плитой или утюгом, точно так же нужно учить их соблюдать границы личности. Нарушение психологических рамок может навредить не меньше. Оно запускает целый ряд нежелательных последствий:

конфликтные ситуации;

социальная изоляция;

низкая самооценка и др.

Что будет, если ребенок не осознает своих границ:

Низкая самооценка. Закрытость, угрюмость, излишняя застенчивость, неспособность принимать комплименты, трудности в общении с людьми — далеко не полный перечень печальных последствий низкой самооценки.

Зависимость от родителей. Ребенок привык, что с его мнением никто не считается. Растет инфантильным и апатичным, не может сам принимать решения и брать на себя ответственность.

Неспособность сказать «нет». Такие дети легко поддаются влиянию, особенно если оно замаскировано хорошим отношением. В случае вынужденного отказа сильно переживают, испытывают стресс и ощущают вину перед тем, кому отказали.

Ребенок не будет считаться с границами личности и персональным пространством других людей.

Что будет, если ребенок не осознает границ других людей:

Завышенная самооценка. Если родители позволяют ребенку нарушать свои границы — командовать, требовать, манипулировать — то он будет ощущать свою власть над ними.

Грубая настойчивость. Непонимание ребенком рамок дозволенного приведет к тому, что любое свое желание он будет стремиться удовлетворить во что бы то ни стало.

Отрицание правил. Трудно заставить ребенка соблюдать правила, если он не понимает, зачем им подчиняться. Неконтролируемое поведение приведет к полной социальной изоляции и агрессии.

Как соблюдать личные границы ребенка?

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок соблюдал границы других людей, то для начала вам необходимо самим начать соблюдать его границы.

Что для этого нужно сделать:

  1. Договаривайтесь и соблюдайте договоренности. А обещания должны быть выполнены.
  2. Демонстрируйте уважение личных границ между взрослыми членами семьи. К примеру, берегите чужой сон и не отрицайте право на отдых.
  3. Не размывайте границы между собой и ребенком. Не считайте его продолжением себя — это отдельный человек, который совсем скоро станет самостоятельным.
  4. Не заставляйте проявлять уважение или нежные чувства к тем, к кому ребенок их не испытывает.
  5. Учите ребенка защищать свои границы. Расскажите, что далеко не все люди (даже взрослые) осознают нерушимость личного пространства окружающих, и могут сознательно или случайно вторгаться в него. Неважно, кто оказался на «запретной территории» — друг, учитель, посторонний человек или родная бабушка. Если ребенку от этого некомфортно, он должен пресечь нежелательные слова или действия.
  6. Воспитывайте в детях толерантность - уважение к людям с другим цветом кожи, другой религией и т. д.
  7. Расскажите о персональной зоне. Это пространство, которое можно условно разделить на четыре области: публичную (3-5 м), социальную (1-2 м) и личную (0,5 м или расстояние вытянутой руки). В рамках личной дистанции могут находиться только близкие люди.
  8. Учите говорить «нет». Позволяйте ребенку отказывать вам и принимайте его отказ без осуждения.
  9. Уважайте конфиденциальность ребенка, если для вмешательства в его дела нет достаточно серьезного повода.Не шпионьте за его страницей в соцсетях и за страницами его друзей.
  10. Нерушимость физических границ подтверждайте запретом на физические наказания.

Материал разработан

на методической гостиной

приёмными родителями, родителем-воспитателем

Дорофей Н.И., Говорковой Г.Н., Лаппо Л.С., Руцкой Н.М.

под руководством

педагога-психолога Ругаль Н.В.

 

Разделы сайта